Обратная связь
Вы можете оплатить 800 руб и получить полное правовое заключение по Вашему вопросу или список необходимых действий
После оплаты пришлите пожалуйста Ваш вопрос и чек об оплате на WhatsApp или эл. Почту sheriev.kam@gmail.com

Помощь юристов по 115 ФЗ

В последнее время Банки повсеместно и массово проводят блокировки счетов юридических лиц и предпринимателей в рамках Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма».

При этом, блокировка счета Банком производится без предварительного уведомления его владельца и парализует деятельность юридического лица или ИП на время блокировки или ограничения доступа к счету.

К сожалению, такие проблемы не всегда решаются путем переговоров с Банком. Чаще приходится обращаться в судебные органы за защитой нарушенных прав и снятием блокировок со счетов.

В таких случаях всегда оправданно своевременное обращение к специалистам по ФЗ-115, чтобы не допстить ошибок и не ухудшить положение дел.

Постоянно изменяющиеся положения ФЗ-115 и их ужесточение ведет к дополнительным рискам в деятельности коммерческих компаний и ИП. Этого можно избежать на ранних стадиях, если прибегнуть к помощи профессионального юриста для аналитики рисков.


Профессиональная юридическая помощь по 115 ФЗ.

Специалисты по 115-ФЗ Коллегии адвокатов г. Москвы «Шериев и партнеры" имеют обширный положительный опыт по снятию блокировки с расчетных счетов юридических лиц - наши адвокаты по 115-ФЗ помогут разблокировать счет в банке как в судебном так и внесудебном порядке.

Наши юристы по 115-ФЗ помогут снять ограничение дистанционного доступа к расчетному счету юридического лица, на стадии досудебного урегулирования. В этом у нас имеется большая результативная практика, что подтверждается отзывами релаьных клиентов.

Процедура снятия блокировки с расчетного счета является достаточно трудоемким процессом и требует тщательного анализа выписок по счетам клиента и специальных знаний юриста.

Заблуждением является уверенность в решении проблемы одним днем или одним действием, что достаточно совершить один звонок и юрист гарантированно без труда снимет блокировку со счета.

Между тем, такое заблуждение является следствием легкомысленного отношения к проблеме и незнанием причин и оснований блокировки или ограничений по счету. Такой подход не способствует конструктиву по взаимодействию с юристом и своевременному процессу подготовки необходимых документов для предоставления в банк.



Услуги по снятию блокировки со счета
Юристы по 115-ФЗ
8 (925) 502-40-09




Критерии рисков блокировки расчетного счета

  • Низкая налоговая нагрузка по счету
  • Некорректное указание назначения платежа
  • Транзитный характер операций по счету
  • Отсутствие операций, связанных с ведением реальной хозяйственной деятельности
  • Платежи за товары и услуги, не связанные с видами деятельности указанными в ОКВЭДу
  • Взаимодействие с контрагентами с высоким уровнем риска
  • Переводы на счета физических лицу
  • Совпадение идентификатора устройства
  • Отсутствие остатка денежных средств на расчетном счете
  • Поступление денег без уплаты налогов
  • Наличие недостоверного адреса юридического лица
  • Игнорирование запроса банка о предоставлении документов
  • Неравномерная оплата НДС


Согласно ФЗ №115 Банк в отношении клиента может применить следующие меры:

  • Запрос пояснений и документов Банком об экономическом смысле операций
  • Отключение от дистанционной системы обслуживания - банк-клиент (ограничение ДБО)
  • Приостановка конкретной операции по счету
  • Полная блокировка расчетного счета юридического или физического лица
  • Отказ в проведении конкретной операции по счету (с расторжением договора банковского обслуживания или без такового)
  • Внесение в стоп-лист ЦБ и Росфинмониторинга (присвоение высокой степени риска)
  • Отказ в открытии новых расчетных счетов в других Банках

Онлайн консультация по 115 ФЗ для обращений из регионов

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ по WhatsApp

Вы можете получить консультацию удаленно - по телефону или Вотзап


Какие юридические услуги по 115-ФЗ мы оказываем ?


  • Консультируем по вопросам блокировки по 115-ФЗ и возможным способам решения проблемы;

  • Проводим правовой анализ риска попадания сделок под действие 115-ФЗ;

  • Выработаем позицию и подготовим ответ в Банк на запрос о предоставлении информации;

  • Подготовим претензию в Банк, проведем переговоры с Банком;

  • Подготовим и направим жалобу в комиссию при ЦБ по оспариванию решений Банка;

  • Подготовим и подадим иск о понуждении Банка провести операцию по счету, возврату комиссии и др.;

  • Представим интересы клиента в суде по вопросу блокировки счета.



Как мы оказываем помощь по блокировке счета по 115 ФЗ


  • Вы связываетесь по телефону или Вотзап с нашим юристом приема;

  • Юрист разъясняет условия получения консультации у специалиста-адвоката;

  • Записывает Вас на прием и направляет ссылку для оплаты онлайн/личной консультации;

  • С вами связывается непосредственно адвокат для дачи консультации;

  • Адвокат производит разбор рисков и анализ ситуации, дает рекомендации по решению проблемы;

  • Если в результате консультации возникнет необходимость составления документа для Вас, то стоимость оплаченной Вами консультации засчитывается в получаемую далее услугу;

  • Вы заключаете с адвокатом соглашение и он составляет пояснение/обращение/претензию в Банк;

  • Если Банк отказал или не ответил Вам, адвокат готовит и направляет заявление в ЦБ или иск в суд;

  • На полное сопровождение Вашего дела заключается соглашение с адвокатом;

  • Адвокат готовит все документы и подает иск в суд, представляет Ваши интересы до вынесения итогового решения;

  • Судебные и представительские расходы можно возместить через суд в случае успешного решения по делу;


ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БЛОКИРОВКИ СЧЕТА КОМПАНИИ.
Скачать...

Краткий обзор по причинам блокировки счетов



В чем причины блокировки расчетного счета в банке по ФЗ 115 ?

Почему происходит блокировка счета ?

В ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов полученных преступным путем» последние поправки были внесены 29 июля 2017 года. Редакция 2017 года произошла только в статье 6, пункт 1.3. В данном правовом акте говорится о легализации средств, которые были получены незаконно. И если хотя бы раз счёт юридического лица был «заморожен» по подозрению в таких махинациях, то он заносится в чёрный список всех банков.

По 115-ФЗ, кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что владелец счета занимается отмыванием денег, то есть пытается провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными.

Согласно статье 6 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат обязательному контролю если:

сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей.

В измененном пункте 1.3 указано, что если на счет организации или компании, относящейся к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или к ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации», поступает от 10 миллионов рублей и выше (при другой валюте сумма должна быть равноценна 10 миллионам рублей и выше), организация или компания сразу попадает под контроль государственных служб. Такие организации обязаны по первому требованию органов предоставлять информацию, характеристику и цели проводимых операций и сделок.

Кто блокирует счета по 115-ФЗ ?

В статье 5 115-ФЗ приведены организации имеющие право заниматься сделками с денежными средствами или имуществом. Это Банки, страховые компании, частные пенсионный фонды, федеральная гос. почта и др.

Права, обязанности и полномочий организаций, занимающихся сделками с денежными средствами или имуществом указаны в статье 7 ФЗ.

Согласно статье клиенты обязаны предоставлять организациям, занимающимся деньгами и недвижимостью, информацию, описанную в настоящем законе 115-ФЗ. В дальнейшем органы смогут проверить при помощи этой информации проведенные сделки и выявить нарушителей. При отказе в предоставлении информации лица проходят контроль органов. В ней еще описаны обязанности организаций относительно лиц, участвующих в сделках и касающихся компании в других сферах.

При проверке операций указанные организации имеют право блокировать расчетные счета клиента.

Решение проблемы.

По сути, действия по блокировке расчетного счета клиента противозаконны и противоречат Конституции РФ и другим Федеральным законам РФ.

1. При заморозке или блокировке счета следует незамедлительно обращаться в Банк с заявлением о предоставлении информации о причинах блокировки, предоставить Банку документы, необходимые для реабилитации.

2. Если Банк не разблокировал счет, то следующим шагом является подготовка претензии в Банк о необоснованной блокировке. Получить из Банка ответ.

3. Если претензионный порядок не принес своих результатов, то следует обращаться уже в суд с иском.

Весь алгоритм, порядок и условия подачи необходимых документов в Банк для разблокировки счета, поможет правильно отрегулировать наш адвокат по вопросам блокировки счетов в Банке.

Адвокат по 115-ФЗ поможет выбрать правильный способ восстановления Ваших прав, найдет быстрый способ разблокировать счет, применяя опыт, наработанный судебной практикой.

Когда возникают споры с Банками об ограничении дистанционного доступа или блокировке расчетного счета, рекомендуем обращаться незамедлительно к специалисту - юристу по 115-ФЗ по разблокировке счета, поскольку временные потери могу привести к попаданию с "черные" списки Банков и привести к Вашей окончательной блокировке в банковской сфере.


Какие бывают виды блокировок счетов по ФЗ-115


Блокировка счета при p2p торговле с криптовалютами

Блокировка счета физ. лиц. при выводе/вводе денежных средств при обороте криптовалют.

Как бороться с такой проблемой и как избежать блокировок?


Блокировка карт и счетов физических лиц

Как и всвязи с чем происходят блокировки счетов физ. лиц? Пояснение причин и советы по решению проблемы.

Пояснения для банка об экономическом смысле операций и представление документов.


Ограничение доступа к счету по ДБО

Невозможность проводить операции по счету по он-лайн клиенту

Меры применяются в соответствии с п.5 ст. 7.7 ФЗ 115


Отказ в проведении платежа по ФЗ-161

Банк отказывает в переводе денежных средств, мотивируя требованиями ФЗ-161 "О национальной платежной системе".

Блокируются переводы на 2 дня до выяснения согласия отправителя и проверки получателя. Далее, счет вносится в список блокировок ЦБ.


Отказ в проведении платежа на бумажном носителе

Отказ Банка в исполнении платежного поручения на бумажном носителе может свидетельствовать о высоком риске.


Отнесение к высокой степени риска на основании п.5 ст. 7.7 ФЗ 115.

Встречаются случаи, когда совершенно неожиданно, Банк уведомляет Общество о том, что на основании положений Федерального закона от 07.08.2001 No115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», об отнесении компании Центральным банком России к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций, в соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона No115-ФЗ и применяет ограничения по банковскому счету Общества.

Ограничения могут быть следующие:

не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 7.7 Закона No115-ФЗ, а также операции с иным имуществом;

не выдавать при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет Клиента или на счет третьего лица по указанию Клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 статьи 7.7 Закона No115-ФЗ;

прекратить обеспечение возможности использования электронного средства платежа, в т. ч. возможности использования систем дистанционного банковского обслуживания.

В таких случаях необходимо обращаться в комиссию ЦБ России с заявлением об изменении/снятии категории риска.

В этом наши адвокаты оказывают юридическую помощь.



Преимущества и гарантии наших адвокатов по 115 ФЗ.

  • Вашей проблемой займется адвокат исключительно с опытом по 115 ФЗ.
  • Наши адвокаты имеют успешную судебную и досудебную практику по разблокировке счетов.
  • Наши адвокаты оказывают юридические услуги повышенного стандарта, в связи со своим статусом.
  • Возможна безналичная оплата услуг наших юристов по 115-ФЗ.
  • Ваши судебные расходы на юридическую помощь мы взыскиваем с банка-ответчика.
  • Наши кейсы по блокировкам счетов успешно разрешаются в 80% случаев.
  • Гарантии наших специалистов - их репутация и реальные отзывы клиентов.

Стоимость помощи юриста по 115-ФЗ - разблокировка счета.
Консультация юриста по 115-ФЗ
(в офисе или онлайн)

анализ обстоятельств дела, выяснение причин и оснований блокировки, рекомендации по решению проблемы и дальнейшим действиям

от 5 000 руб.

Анализ и профилактика на риски
(с изучением документов)

изучение и анализ финансовых документов, дача письменного правового заключения с рекомендациями к действию

от 15 000 руб.

Подготовка пояснений
на запрос информации Банком

составление мотивированной претензии или ответа в Банк на предоставление документов (с изучением материалов)

от 20 000 руб .

Подготовка заявления в межведомственную
комиссию при ЦБ (МВК)

составление мотивированного заявления в ЦБ
с подбором приложений

от 25 000 руб .

Юридические услуги по 115-ФЗ
в досудебном порядке

комплекс: аналитика, составление претензии, запроса,заявления в ЦБ,
переписка с банком.

50 000 руб .

Юридические услуги по 115-ФЗ
в судебном порядке

комплекс: подготовка иска в суд, участие в судебном производстве, возмещение расходов

от 100 000 руб .


Примечание:

Юридические услуги по внесудебной разблокировке счета:

  • Прием адвокатом и консультирование по вопросам действия 115-ФЗ;
  • Изучение документов доверителя и правовой анализ возникшей ситуации;
  • Подготовка документов, затребованных Банком;
  • Предоставление расчетного счета при необходимости срочного вывода денежных средств;
  • При отказе Банка, выработка позиции и подготовка претензии Банку;
  • Подготовка и направление жалобы в ведомственную комиссию по оспариванию действий Банка;
  • Представительство клиента перед Банком, переговоры с Банком.
  • Разрешение ситуации, снятие блокировки Банком, оплата комиссионных за услуги.

Юридические услуги по судебной разблокировке счета:

  • Прием адвокатом и консультирование по вопросам действия 115-ФЗ;
  • Изучение документов доверителя и правовой анализ возникшей ситуации;
  • Выработка позиции и подготовка претензии Банку;
  • Подготовка и подача иска в суд о понуждении Банка провести операцию по счету, возврата комиссии и взыскания неустойки и судебных расходов;
  • Представительство интересов клиента в суде до вынесения решения по существу.
  • Разрешение ситуации, возмещение расходов по решению суда, оплата комиссионных за услуги.

Для доверителей из других регионов - Онлайн консультация по 115 ФЗ ...

ЗАПИСАТЬСЯ НА ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЮ

Вы можете получить платную консультацию специалиста удаленно - по телефону или Вотзап.

Оплата производится по ссылке или коду на р/с Коллегии.



О видах и причинах блокировок счетов читайте подробнее ...

Причин и предпосылок блокировок счетов может быть множество,
это могут быть и транзитные операции по счету, рисковые контрагенты и малый срок деятельности компании.



Успешная практика наших юристов по 115-ФЗ.

Снятие ограничения ДБО по счету юр лица.

Суть дела:

Банк ограничил дистанционный доступ по счету для юр. лица, сошлавшись на наличие сомнительных операций

Адвокат Коллегии в интересах Общества обратился с иском в суд.

Результат:

Арбитражный суд г. Москвы рассмотрев дело, обязал банк восстановить дистанционный доступ к счету (ДБО) юр лица.

Дело в картотеке No А40-299071/23


Адвокат добился разблокировки счета юрлица в Сбербанке

Суть дела:

В 2022 году у компании С. был заблокирован расчетный счет в ПАО «Сбербанк», в связи с применением ФЗ № 115-ФЗ и наличием, по мнению банка, сомнительных операций. Руководством компании были предприняты неоднократные попытки разблокировать счет и восстановить дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Однако, все попытки были безрезультатны.

В 2024 году с указанной проблемой руководство компании обратилась в коллегию адвокатов. После анализа документов, представленных компанией, адвокатом направлен запрос в адрес банка, а потом дополнительные пояснения и документы по операциям юридического лица.

Результат:

В итоге, ПАО «Сбербанк» пересмотрел свое решение и отменил все ограничения на банковское обслуживание компании С.

Ответ банка


Арбитражный суд признал незаконным действия банка об одностороннем расторжении банковского договора.

Суть дела:

АО «Альфа-Банк» отказал клиенту юридическому лицу в проведении платежей и расторг в одностороннем порядке договор банковского обслуживания, ссылаясь на ФЗ 115.

После обращения с претензией в Банк, адвокат составил иск и обратился в суд.

Результат:

Арбитражный суд г. Москвы рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченнои? ответственностью "Н" к ответчику: Акционерному обществу "АЛЬФА-БАНК" (107078, город Москва, Каланчевская улица, 27, ОГРН: 1027700067328, ИНН: 7728168971) о признании незаконными деи?ствия по одностороннему расторжению договора банковского счета № 11111, а также о признании незаконным деи?ствия по отказу в исполнении платежных поручении? №№, вынес решение о полном удовлетворении исковых требований истца: признал незаконными действия банка по одностороннему расторжению договора обслуживания счета и отказ в исполнении платежных поручений №№.

Решение по делу

Дело в картотеке No А40-67368/22-69-466


Арбитражный суд признал незаконной блокировку счета Обществу.

Суть дела:

После предоставления Обществом в Банк запрошенных документов, была произведена блокировка расчетного счета компании.

После направления претензии в Банк, адвокат в интересах компании обратился с иском в Арбитражный суд.

Результат:

Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования Общества, обязал разблокировать расчетный счет компании, возобновить обслуживание и взыскал убытки.


Дело по снятию блокировки со счета Общества в АО «Альфа-Банк».

Суть дела:

Юридическое лицо обратилось к адвокату Коллегии с вопросом о снятии блокировки со счета в Банке. Так, по делу ООО «М..» к АО«Альфа-БАНК» по иску об обязании разблокировать доступ к системе дистанционного обслуживания, возобновлении обслуживания системы дистанционного банковского обслуживания программно-технического комплекса «Интернет-Банк» по расчетному счету.

До возникновения указанного спора, юр. лицо выполнило все требования Банка, предоставило все требуемые документы. Однако, письмом № …… от ...07.2017 АО «Альфа-БАНК» уведомило юрлицо об ограничении доступа в интернет-банк с блокировкой расчетного счета без каких-либо объяснений причин.

Также АО «Альфа-Банк» распространил сведения по другим банкам РФ о неблагонадежности ООО «М....» как юридического лица и генерального директора компании, как физического лица. Своими действиями АО «Альфа-Банк» нанес крупный материальный и репутиционный ущерб финансово-хозяйственной деятельности Обществу и подорвал деловую репутация руководителя.

Результат:

В 2017 году ООО «М....» вынуждено было обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО «Альфа-БАНК» об обязании разблокировать доступ к системе дистанционного обслуживания и восстановить нарушенные права и интересы.

После продолжительных слушаний по делу, было вынесено судебное определение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-186221/17-00-…. от 07.02.2018 г. об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу. Банк признал что нарушил права юрлица и разблокировал доступ к счету.

Определение суда


Снятие блокировки со счета юридического лица в претензионном порядке

Суть дела:

Юридическое лицо обратилось в Коллегию адвокатов с вопросом о снятии блокировки со счета в одном из крупных Банков РФ. Был заблокирован дистанционный доступ к клент-банку.

Результат:

Адвокат Коллеги принял поручение о досудебном урегулировании вопроса, связанного с блокировкой счета юридического лица. После сопровождения возникшего спора и в результате направления в Банк грамотно составленной претензий, блокировка с расчетно счета была снята в течении недели.

Ответ Банка о разблокировке


Дело об отмене комиссии Банком

Суть дела:

Банк незаконно удержал комиссию за перевод денежных средств с заблокированного счета,на претензию не отреагировал.

После направления претензии, адвокат в интересах Общества обратился в суд с иском.

Результат:

Арбитражный суд удовлетворил требования Общества, признал удержание комиссии Банком незаконным и взыскал убытки.

Решение суда


ЦБ отменил высокую степень риска клиента по операциям.

Суть дела:

В Коллегию адвокатов обратилось Общество с вопросом о снятии мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона No 115-ФЗ.

Счет был открыт в ООО Банк «ФК Открытие». Было вынесено решение о наличии оснований для ограничения операций по счету Общества в связи с наличием высокой степени риска операций клиента.

Было принято решение об обращении в межведомственную комиссию ЦБ РФ (МВК при ЦБ РФ), затребованы документы у Доверителя и направлены запросы в ЦБ РФ.

Результат:

После рассмотрения заявления адвоката об отсутствии оснований для применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона No 115-ФЗ, МВК при ЦБ РФ выслал адвокату уведомление об отсутствии оснований для применения таких оснований (изменил степень риска клиента).

Уведомление МВК при ЦБ РФ.


Отзывы наших доверителей по разблокировке счетов


Важные поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ.

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, позволяющий банкам проводить упрощенную идентификацию клиентов – физических лиц по водительскому удостоверению.

Тот самый 115-ФЗ разрешает проводить упрощенную идентификацию при переводах без открытия счета и обмену валюты до 100 тыс рублей.

Банкиры изначально были против данной инициативы, поскольку они не располагают возможностями проверки сведений о водительском удостоверении


Юридических лиц теперь будут штрафовать за обнал. В думу внесен законопроект с поправками в КоАП.

Если компания совершила финансовые операции, связанные с отмыванием доходов (обнал, конверт и прочий схематоз), то получит штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имуществ.

Но есть и поблажки, если юридическое лицо сдаст всех исполнителей и участников схематоза, то будет освобождено от ответственности. Предполагается, что дела о таких административных правонарушениях будут рассматривать судьи, а составлять протоколы - должностные лица Росфинмониторинга.


Поправки в КоАП РФ о повышении штрафов за нарушение требований 115-ФЗ.

Компании обяжут принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».

Руководители будут обязаны "принимать меры по предупреждению совершения компанией сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенных преступным путем".

За нарушение требовнаий по легализации денежных средств будет предусматривается штраф в трехкратном размере, но не меньше 1 млн. руб. или приостановка деятельности на 90 дней с конфискацией.

Операции приостанавливаются на пять днеи?. В течении этого времени Банки должен сообщить причины блокировки.

Срок приостанавления операции продлевается на 30 днеи? по распоряжению Росфинмониторинга для дополнительной проверки.


ГД РФ приняты поправки в тот самый 115-ФЗ, которые парализуют работу антиотмывочных подразделений банков.

Изменения вступят в силу 1 октября 2021 года.

Согласно новым требованиям банки должны будут сообщать в финансовую разведку сведения о всех поступлениях от иностранцев, включенных в специальный список РосФинМониторинга, а также о всех операциях некоммерческих организаций (за небольшим исключением в виде гос учреждений, товариществ собственников недвижимости и образовательных учреждений).

Контролировать банки будут указанные операции независимо от суммы.

Причем под контроль попадут такие «важные» платежи, как комиссии банку, налоги, возвраты от зарубежных магазинов и так далее.

Усложнилась структура отчетности перед РосФином. Необходимо заполнить в особой форме несколько десятков полей, причем во многих случаях это надо делать вручную.

Особенно странно новый контроль выглядит на фоне предоставления доступа МинЮсту к банковским операциям НКО, а платежи от нерезидентов и так уже давно контролируются валютным законодательством, где банки регулярно отчитываются перед ЦБ.

Закон принят с молниеносной скоростью, причем негативные отзывы банковских ассоциаций и самих банкиров услышаны не были. Банковские антиотмывочные службы уже вовсю кинулись на рынок труда в поиски новых сотрудников, так что ЦБ может и дальше отзывать лицензии у банков, люди без работы не останутся.


Что важно знать при блокировке счета по 115-ФЗ ?

  • Не следует игнорировать требование банка о предоставлении документов и разъяснений. В дальнейшем, этот фактор помешает Вам.

  • Если не предпринять меры вовремя, Банк заблоирует счет и направит компанию на ликвидацию, а средства на спецсчет ЦБ.

  • Если Банк не ответил Вам в течении 5 дней после направления пояснений, Вы имеете право обрататься в ЦБ или суд.

  • По нашей практике, блокировка счета снимается Банком в досудебном порядке при своевременном взаимодействии с Банком.

  • Суды часто взыскивают с Банков проценты за незаконное пользование денежными средствами в пользу заявителя за время блокирования денежных средств на счете!


В последнее время больше стало блокироваться счетов физических лиц.

Чаще это связано с деятельностью физ лиц по обороту с криптовалютами.

Как избежать последствий блокировки счета, мы раскажем Вам на предварительной консультации или специальном тренинге нашего адвоката.



Полезная информация и новости о Банках и блокировке счетов


В гос думу внесены поправки в ФЗ-115 в части установления специального экспериментального режима по удаленной идентификации банковских клиентов.

Сейчас ФЗ-115 предусматривает личное присутствие лица, либо его представителя при открытии счета, что в современном цифровом мире создает сложности как для банков, так и для клиентов.

Первые вынуждены держать сеть из физических офисов, либо нанимать курьеров, вторые не хотят ходить в офис или встречаться с курьерами. Правда из этого правила и сейчас есть исключение – это биометрическая идентификация. Но граждане крайне неохотно сдают свои биометрические слепки.

В рамках создаваемого экспериментального режима ЦБ должен утвердить правила, по которым будет проходить удаленная идентификация и определить состав ее участников.


ЦБ РФ опубликовал список клиентов к высокой сиепени риска сокершения операций

Теперь на сайте ЦБ РФ имеется ссылка для проверки клиентов на степень риска, где самостоятельно можно проверить себя или контрагента на наличие его в списке высокого риска.


Методические рекомендации ЦБ, Письмо ЦБ РФ от 05.06.2024 N H-08-12/35

Банк России ранее Методическими рекомендациями Банка России No 5-MP рекомендовал кредитным организациям информировать клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе то заключения договора банковского счета (вклада), а также о причинах ограничения обслуживания с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания и создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов в целях осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, в целях соблюдения прав и законных интересов клиентов кредитных организаций, во избежание введения их в заблуждение, а также в целях снижения нагрузки на кредитные организации и их клиентов. Банк России и Росфинмониторинг повторно обращаем внимание кредитных организаций на необходимость организации работы по корректному и полному информированию своих клиентов о причинах, послуживших основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе от проведения операции в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также о расторжении такого договора в соответствии с пунктом 52. статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ и о причинах отказа в предоставлении клиентам услуг дистанционного банковского обслуживания Настоящее Информационное письмо Банка России подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».


Росфинмониторинг будет тайно получать сведения об объектах недвижимого имущества людей и компаний.

Сейчас владелец недвижимости может получить сведения о лицах, которые интересуются его имуществом по запросу в Росреестр.

Запросы финразведки там также можно увидеть, в отличие от запросов правоохранительных органов.

Такой законодательный пробел хотят устранить. Ведь если собственник узнает, что им заинтересовался Росфинмониторинг, может успеть скрыть улики, а это помешает эффективному расследованию.


Методические рекомендации Центрального Банка России "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"


Письмо ЦБ РФ "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций"


Банк России ввел мораторий на штрафы для банков за отсутствие на сайте или в приложении возможностей открывать счета посредством биометрической идентификации.Срок моратория - до 31.12.2022.

Напомним, что тот самый 115-ФЗ обязывает банки открывать счета по биометрии с 1 сентября этого года. Однако, технические возможности для этого отсутствуют, поэтому де-факто многие банки нарушали тот самый 115-ФЗ и могли быть за это оштрафованы.

В России будет создан электронный кошелек для конфискованных криптовалют.

Цифровая валюта может быть арестована по решению суда и будет храниться на спец кошельке.


NFT-токены станут охраняемым результатом интеллектуальной деятельности и будут внесены в ст 1225 Гражданского кодекса В настоящее время в российском законодательстве не обозначен статус невзаимозаменяемых токенов (NFT-токены). В то же время NFT-токены неверно относить к цифровым валютам, поскольку они являются цифровыми сертификатами на право собственности, то есть являются объектами интеллектуальной собственности, так как представляют собой результат интеллектуальной деятельности человека.

С учетом технологических особенностей сети Интернет, возникают вопросы надлежащей правовой защиты исключительных прав на создаваемые NFT-токены у правообладателей. В силу того, что NFT никак не урегулированы государством рынок NFT сталкивается с широким спектром проблем: от мошенничества и нарушения исключительных прав правообладателей до взломов криптокошельков.

В этой связи новым законопроектом предлагается признавать NFT-токены как «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)» и закрепить данный термин в статье 1225 ГК РФ.

Таким образом, законодательство в сфере охраны интеллектуальной собственности будет применяться по отношению к NFT-токенам и позволит защитить их правообладателей.


Подготовлены законопроекты по регулированию и налогообложению криптовалют.

Организовывать оборот виртуальных валют смогут оператор обмена (с капиталом не менее 30 млн руб.) и оператор цифровой торговой платформы (не менее 100 млн руб.).

Первый будет осуществлять куплю-продажу цифровой валюты «от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен», а второй — проводить организованные торги.

Оператором может стать только российское юридическое лицо, которое сможет выполнить кучу обязательных требований: войти с специальный реестр, наладить внутренний контроль по 115-ФЗ (тот еще квест), пройти проверки всех контролирующих ведомств, вести и хранить реестры владельцев цифровых валют, а также делать резервные копии и это все хранить.

Оператором может стать и иностранная компания, но для этого она должны исполнить закон о приземлении (открыть представительство, офис, назначить ответственного сотрудника и пр). Пока единственным кандидатом на приземление является биржа Binance, которая по слухам состоит из сотрудников IRS (американская налоговая) и ЦРУ (этих все и так знают).

Однако, пока россиянам не запрещают регистрироваться и пользоваться услугами иностранных бирж. Думаем, что слово «пока» здесь определяющее. Тот самый 115-ФЗ будет распространяться на всех операторов и участников инфраструктуры. Это значит, что будет обязательная полная идентификация всех клиентов, отслеживание подозрительных операций, отчетность перед РосФином, черные списки и прочие радости.

Майнингом могут заниматься только юр лица и ИП, но не все, а только те, кого включат в специальный реестр.

Теперь про налоги.

Будут брать 13% с пользователей криптобирж, 15% — с иностранных компаний.

НДС будут облагаться услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также услуги операторов обмена цифровых финансовых активов.

Финансовый результат по операциям с криптой определяется на дату осуществления выплаты дохода отдельно по каждой операции и по их совокупности. При реализации цифровых прав налоговая база определяется как разница между ценой реализации и приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога.


В Государственную Думу внесен законопроект, запрещающий брать повышенную комиссию при выводе остатка с заблокированного по 115-ФЗ счета.

Законопроект был разработан еще в 2020 году, но ЦБ сумел отложить рассмотрение на 2 года. Однако, конечный вариант законопроекта стал намного мягче, чем предполагалось.

Банкам запрещено брать повышенный тариф за перевод остатка со счета при его закрытии. Многи банки, блокируя счет по основаниям того самого 115-ФЗ, брали за вывод остатка до 30% комиссии. Оправданием у банкиров для ввода такой комиссии было устрашение для остальных "жуликов", мол не надо к нам в банк приходить, потеряете все заработанное.

Банки будут продолжать брать повышенный тариф за перевод со счета юр лица на счет физического лица. Из законопректа запрет на такую комиссию убрали. Остались только рекомендации ЦБ, которые банки не спешат исполнять. Оправданием у банкиров для ввода такой комиссии является борьба с обналичкой. Веерная схема обнала с выводом на физ лица до сих пор является самой популярной.

Закон вступает в силу 1 июля 2022 года. К этому моменту банки должны будут убрать из своих тарифов комиссии за перевод остатка с закрываемого счета и иные комиссии, связанные с Законом 115-ФЗ.


В банковских антиотмывочных подразделения появится новая должность – специалист по анализу криптовалюных транзакций.

Как следует из концепции развития криптовалютного регулирования, именно на банки ляжет основания нагрузка по идентификации и анализу транзакций на соответствие тому самому 115-ФЗ. Мало того, банки, как организаторы системы оборота цифровых активов, будут наделены функцией подтверждения операции по обмену, которая будет совершаться у оператора (биржи). Т.е., система будет похожа на процедуру валютного контроля, когда валютные операции клиента проходят через фильтр отделов валютного контроля в банках.

Также из представленной концепции следует, что РосФинМониторинг даст банкам доступ к своему сервису «Прозрачный блокчейн», который обладает функционалом всестороннего анализа крптовалютных транзакций.


РосФИнМониторинг получит доступ к базам ЗАГС

К концу 2022 года РосФинМониторинг получит доступ к базе ЗАГС, которая содержит сведения о рождении и смерти, заключении и расторжении брака, усыновлении, установлении отцовства и смене имени.

Информация будет использоваться при расследованиях, для более оперативного выявления родственных связей.


В банковских антиотмывочных подразделения появится новая должность – специалист по анализу криптовалюных транзакций.

Как следует из концепции развития криптовалютного регулирования, именно на банки ляжет основания нагрузка по идентификации и анализу транзакций на соответствие тому самому 115-ФЗ. Мало того, банки, как организаторы системы оборота цифровых активов, будут наделены функцией подтверждения операции по обмену, которая будет совершаться у оператора (биржи). Т.е., система будет похожа на процедуру валютного контроля, когда валютные операции клиента проходят через фильтр отделов валютного контроля в банках.

Также из представленной концепции следует, что РосФинМониторинг даст банкам доступ к своему сервису «Прозрачный блокчейн», который обладает функционалом всестороннего анализа крптовалютных транзакций. Пока все это в общих словах, конкретики нет не только на бумаге, но и в головах законодателей.


Банки будут меньше сообщать в РосФинМониторинг.

Сегодня ЦБ выпустили обновленную версию форматов отчетности банков перед РосФинМониторингом. Отчётность стала намного сложнее и запутаннее. Особенно усложнился для банков порядок сообщения на подозрительные операции. Добавилось много показателей и иных сведений, включаемых в сообщение о подозрительной операции.

Напомним, в том самом 115-ФЗ помимо подозрительной операции, появилось понятие подозрительная деятельность. Сначала банки обрадовались, думая, что могут в одном сообщении описать всю схему без лишней бюрократии…, но нет. На подозрительную деятельность сообщать стало еще сложнее. Для этого надо сначала сделать сообщение на каждую операцию, а затем отправить еще одно сообщение с указанием всех идентификаторов прошлых сообщений, еще сверху указав с десяток дополнительных сведений.

Одновременно, для банков сильно усложнилась отчетность по обязательному контролю. Как итог, многие банкиры станут меньше сообщать на подозрительные транзакции, бросив все силы на заполнения сотен показателей для операций обязательного контроля. Вроде бы благие помыслы финразведки видеть больше информации о сомнительных операциях, обернулись диким усложнением отчетности, что в конечном счете приведет к снижению количества и качества сообщений о подозрительных операциях. Банки предпочтут либо не замечать некоторые вещи, либо выгонять клиентов неформально, без информирования компетентных органов.


МинФин РФ показал миру свою концепцию регулирования криптовалют.

Основная идея строится на том, что все операции с криптовалютой будут проходить через банковские счета, к которым будут привязаны крипто-кошельки. Банки должны будут проверять все операции по кошелькам согласно требованиям того самого 115-ФЗ, т.е., аналогично операциям по счетам (идентификация, черные списки и пр.).

Примерно это будет выглядеть так:

Клиент открывает банковский и счет и привязывает к нему кошелек. Он конечно может и через биржу открыть кошелек, но в любом случае, его надо будет привязать к банковскому счету.

Обмен крипты на бирже возможет, если банк подтвердит легальность сделки после проверки операции по тому самому 115-ФЗ. Т.е., будет некий обмен подтверждениями между биржей и банком.

Все транзакции и события будут учитываться в некой информационной системе.


Гос дума приняла закон о штрафах для банков за переводы в адрес запрещенных организаций (интернет-казино, лотереи и прочие нелегальные азартные игры).

Если же банк все-таки осуществит нежелательный платеж, то получит штраф до 40% от суммы операции. Одновременно должностное лицо банка может быть штрафован от 100 тыс. до 500 тыс рублей.


ЦБ снова выписал штраф за незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 КоАП) Альфа-Банку; размер штрафа - 30-50 тыс. руб.На счету Альфы уже 30 подобных нарушений.

Сингапурский DBS Bank покупает розничный бизнес Ситибанка в Тайвайни за 60 млрд тайвайньских долларов (~$2,7 млрд)

На бизнес претендовали еще две тайваньских банка Taipei Fubon Commercial Bank и Cathay United Bank Об уходе Сити с рынка розницы стало известно в апреле 2021, региональные подразделения в России, Австралии, Бахрейне, Китае, Индии, Индонезии, Южной Корее, Малайзии, на Филиппинах, в Польше, Тайвани, Таиланде и Вьетнаме было решено продавать. В России на розницу Сити претендуют Альфа-Банк, Тинькофф Банк, ВТБ и по неподтвержденным данным ОТП Банк и Совкомбанк.

Арбитражный суд отклонил иск Райффайзенбанка к МТС за завышение стоимости смс в 2018-2020 г.г.

В сентябре суды стали вставать на сторону сотовых операторов и отклонять иски банков. Суды также проиграли банк Ренессанс Кредит, Совкомбанк, Тинькофф Банк

Арбитражный суд Московского округа отменил решение о взыскании с бывшего члена правления банка Зенит Татьяны Шишкиной 874,8 млн руб. Иск против нее подал действующий предправления банка Александр Тищенко, в мае он выиграл суд, но победа оказалась беззубой ограничительные меры наложены не были.

Газпромбанк и финский энергетический концерн Fortum создают совместное предприятие в секторе возобновляемой энергетики. Ранее Фортум работал с РОСНАНО через Фонд развития ветроэнергетики, но он закрылся. Теперь СП Fortum и ГПБ займётся обслуживанием действующих ветроэнергетических установок в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях и строительством новых в Волгоградской и Самарской областях.


Контроль денежных переводов физических лиц с января 2022 г.

С января 2022 года Центробанк России начнет мониторинг переводов между физическими лицами. Для этого ЦБ разослал банкам форму отчетности, в которую должны включаться все входящие и исходящие переводы денежных средств между физическими лицами: с карты на карту; со счета на счет; с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно; со счета абонента оператора связи на кошелек или карту и обратно; платежи через Систему быстрых платежей; трансграничные переводы денежных средств физическими лицами; переводы денежных средств без открытия счета; переводы физлица между собственными счетами в рамках одного банка; переводы через системы денежных переводов, например Western Union, Contact и пр. Сведения о каждой операции будут содержать номера карт отправителя и получателя средств, данные банков, уникальный ID клиента, назначение платежа, сумму, дату и время перевода, код страны отправителя и получателя и так далее.

По данным Банка России, за первые девять месяцев 2021 года граждане перевели друг другу с помощью карт около 42,5 триллиона рублей, совершив почти 8,5 миллиарда транзакций. Основная доля карточных переводов приходится на Сбербанк.


С января 2022 г заработает Платформа для Банков ЗСК (Знай своего Клиента).

ЦБ разработал проект обмена данными с банками.

Все банки каждый день должны будут формировать файл со списков всех своих клиентов юридических лиц и ИП и направлять его в ЦБ до 23:00 по Мск. Включая сведения о принятых мерах к высокорисковым клиентам.

ЦБ каждый рабочий день до 22:00 по Мск делает массовую рассылку по банкам списка всех юр лиц и ИП, где приводится информация об уровне риска и типология совершаемых подозрительных операций (т.е., причины отнесения к повышенному или высокому уровню риска).


Разрабатывается черный список дропов (подставных лиц или номиналов)

В гос думе готовят поправки в тот самый 115-ФЗ, где предлагают рассылать по банкам список номиналов (дропов). Таким лицам в качестве санкций будет запрещено пользоваться дистанционными банковскими услугами. Если нужно сделать платеж, придется лично являться в банк.

Проблема с дропами на данный момент стоит очень остро – это правда. Вербовка людей идет активная, им предлагают комиссию в размере 1,5 – 2% от оборота по карте. Многие молодые люди соглашаются, так как им говорят, что максимум им светит блокировка карты и все, а заработать они могут 100 – 200 тыс. рублей. В основном через дропов прогоняются средства криптообменников и грязные деньги от продажи наркотиков.


Верховный суд в очередной раз запретил брать повышенные комиссии под предлогом исполнения того самого 115-ФЗ.

На этот раз новосибирская компания ООО «Экойл» решила побороться с банком АО «Всероссийский банк развития регионов». В мае 2020 года компания вернула физ лицам займы в размере около 2 млн, однако банк посчитал эти платежи сомнительными и взял комиссию в размере 9%, что составило 171 854 рубля. Все судебные инстанции встали на сторону банка, но только Верховный суд отменил их решения и постановил вернуть уплаченную комиссию, как незаконное обогащение.

«Взимание (удержание) банком специального (повышенного) размера комиссионного вознаграждения по сравнению с действующими тарифами за иные аналогичные по виду операции фактически является платой за проведение обладающей признаками сомнительности операции, получение которой не соответствует целям правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», — разъясняет ВС.

Кроме того, Верховный суд обращает внимание, что Закон №115-ФЗ не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.


появятся штрафы для предпринимателей за отмывание денег.

В гос думе подготовлен к 1 чтению законопроект 1197680-7, который вносит изменения в ст. 15.27 КоАП РФ. Суть в следующем: если должностное лицо организации заведомо осознанно пускает в оборот предприятия деньги или имущество, полученное преступным путем, то будет штраф для юр. лиц в размере до трехкратной суммы таких денежных средств или стоимости такого имущества, с конфискацией или административное приостановление деятельности на срок до 30-ти суток с конфискацией денежных средств или иного имущества.

могут попасть компании, которые злоупотребляют бумажным НДС, ведь «выгода» от неуплаченного НДС пускается в оборот и де-факто расценивается как полученная преступным путем. Собственно, это относится к любым незаконно заработанным деньгам, которые участвуют в обороте компании, например, обналичил директор деньги и ими же дал займ компании или внес в капитал. Вариантов здесь масса.

Предполагается, что такие дела будут рассматривать судьи, а составлять протоколы - должностные лица Росфинмониторинга. Срок давности привлечения к ответственности составит 3 года, а на уплату штрафа отводится 7 дней. Если обвиняемо лицо сдаст всех подельников и всю схему, то он освобождается от ответственности – такая норма прямо закреплена в новой версии КоАП.

Данные новеллы не очередная блажь законодателей, а являются прямым исполнением рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована нашей страной Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 183-ФЗ).


Тот самый 115-ФЗ обязывает банки проверять компании по параметрам риска. Одним из таких рисковых факторов является наличие регистрации компании по массовому адресу и наличие дисквалифицированных лиц в составе органов управления.

Ранее ФНС предоставляло возможность банкирам проверять эти параметры в автоматизированном режиме, но с июня 2021 этот сервис был закрыт. Сначала все думали, что это временный глюк, но тут ФНС официально письмом уведомили, что всё, кина не будет, и банковские антиотмывальщики должны ручками проверять эти параметры.

Т.е., по замыслу налоговиков, по каждой компании сотрудник банка должен зайти на сайт ФНС, ручками вбить адрес и проверить его на массовость. А если упорный товарищ будет проверять более 10 адресов, то система ФНС подумает, что это робот и заставит при каждом действии вводит капчу. Все бы ничего, но тот самый 115-ФЗ обязывает так делать по каждому клиенту минимум раз в год. Даже если взять в пример средний по размеру банк, то для таких проверок потребуется дополнительно минимум два отдельных сотрудника.


В ЦБ снова поднят вопрос об увеличении порога контроля в рамках Закона 115-ФЗ с 600 тыс рублей.

С новой суммой правда еще не определились, но предположительно новый порог будет увеличен до 1 млн рублей. Напомним, что обязательный контроль – это когда банк направляет сведения об операции в фин разведку независимо от подозрений. Сейчас от 600 тыс контролируются, например, такие операции, как взнос/снятие наличных со счета юридического лица или ИП, валютообменные операции физических лиц, лизинговые платежи и т.д.

Но тот самый 115-ФЗ предусматривает и иные суммовые критерии, например, сделки с недвижимым имуществом контролируются от 3 млн, а операции некоммерческих организаций и вовсе независимо от суммы. Безусловно, повышение суммового порога с 600 тыс до 1 млн облегчит жизнь банкирам, но основную головную боль антиотмывальщикам приносят операции некоммерческих организаций, где нет суммового критерия, банкирам приходится стучать на каждую копейку, будь то комиссия банку, или налоги.


Победа ЦБ РФ над обналичиванием

Отчасти такие выводы правильные, действительно, жесткое регулирование банковского сектора позволило выдавить все крупные схемы обнала из банков. Но в воздухе подвисает вопрос, а действительно стали меньше обналичивать? Нет, не стали, просто теневые потоки кэша перетекли из банков в другие сферы, где самую крупную долю на себя взяли розничные предприятия.

Даже появился официальный термин: «Теневая инкассация» или на сленге «Торговый кэш».

Суть схемы сводится к следующему. Организации в ходе осуществления своей деятельности формируют наличную выручку, которая не зачисляется на расчетные счета, а остается в их распоряжении и передается другим юридическим лицам, которые перечисляют в их адрес денежные средства в безналичной форме.

Наиболее востребованные сектора экономики, где царствует торговый кэш – это оптовые торговые сети, торгово-розничные предприятия (мелка розница), автосалоны, сети бытовой техники и предприятия общественного питания.

Отдельно можно выделить такие смежные схемы, как использование POS-терминалов, специально взятых у банков под видом розничных продаж, векселя, а также злоупотребление правом осуществлять налоговые платежи за третьих лиц.

Все эти схемы активно используются по сей день и достаточно в больших объемах. С следующих постах не только опишем каждую из них подробнее, но и укажем как ее ловят банки и надзорные органы.


МВД в скором времени будут предоставлять банкам сведения о ранее выданных паспортах.

Также в долгосрочной перспективе банкам дадут доступ к сведениям о регистрации браков. Напомним, недавно были внесены изменения в положение о паспорте РФ, где сведения о браке и ранее выданных паспортах стали необязательным атрибутом. Банкиры забили панику, ибо открываются лазейки для разного рода мошенников.Например, можно поменять паспорт и пойти за кредитом. Для банка ты будешь чист как стеклышко, так как сведения в бюро кредитных историй фильтруются по паспортным данным.

Также возникают проблемы по поиску ИНН на сайте ФНС по новому паспорту. Сайт показывает, что ИНН нет. Таким образом, можно обойти банковские черные списки, так как сведения там также фильтруются либо по паспортным данным, либо по ИНН.


Сегодня гос дума утвердила в последнем 3-м чтении поправки в тот самый 115-ФЗ.

Изменения касаются идентификации клиента – физического лица при обмене банкнот или монет в кассе банка:

до 40 тыс рублей – идентификация не проводится

от 40 тыс до 100 тыс рублей – упрощенная идентификация (установление только ФИО, серии и номера паспорта)

от 100 тыс рублей полная идентификация.

Если у работника банка возникают подозрения, что операция проводится в целях отмывания доходов, то будет проведена полная идентификация независимо от суммы.


Банки в буквальном смысле завалили фин разведку сообщениями об операциях клиентов

В октябре в 115-ФЗ появились новые виды обязательного контроля - это когда банки сообщают в фин разведку об операции клиента независимо от подозрений:

Контроль за всеми операциями некоммерческих организаций (за исключением небольшого ряда НКО, например, ТСЖ, ЖСК, потребительских кооперативов и пр).

Контроль за всеми поступлениями из заграницы согласно большому секретному списку стран от РосФинМониторинга.

Ежедневно РосФинМониторинг стал получать на 600 000 сообщений от банков больше, чем в дни, когда новый обязательный контроль еще не ввели.

В настоящее время банки совместно с ассоциациями уже подготовили послабляющие поправки в тот самый 115-ФЗ, чтобы хоть как-то снизить избыточную нагрузку.


Три популярные схемы обналички

Продажа «торгового кэша».

В «теневых схемах» принимают участие реально действующие предприятия с большим оборотом наличных денежных средств: крупные федеральные и региональные торговые сети, автосалоны, оптово-розничные рынки. Денежные средства от заказчиков наличных перечисляются на счета розницы или связанных с ними лиц через счета большого числа посредников-техничек.

Розничные предприятия в свою очередь не инкассируют наличность в банк, а передают обнальщикам. Необходимо отметить, что в 2020 году у данной схемы появились различные модификации, направленные на уход процедур контроля банков. Например, банками выявлены ситуации, связанные с перечислением фиктивными компаниями налоговых или таможенных платежей за розничные компании.

Обналичивание денежных средств с использованием медиативного соглашения.

Это одна из модификаций схемы с исполнительными документами.

В банки к исполнению предъявляются нотариально удостоверенные медиативные соглашения, в соответствии с которыми юридические лица обязаны выплатить физическим (юридическим) лицам долг по договору цессии.

В соответствии с п. 3.1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также пунктом 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии относятся к числу исполнительных документов.

Банки переводят денежные средства по медиативным соглашениям в адрес юридических или физических лиц. В случае, если участником медиативного соглашения выступает физическое лицо, денежные средства в последующем обналичиваются.

Веерная обналичка.

На расчетный счет юридического лица поступают значительные объемы денежных средств в течение одного банковского дня от различных юридических лиц с расчетных счетов, открытых в разных банках.

В дальнейшем денежные средства в короткий промежуток времени перечисляются на расчетные счета физических лиц с основанием платежей: выплата заработной платы, пособий и т.п. В адрес одного физического лица перечисляется до нескольких млн руб. в зависимости от типа выданных ему банковских карт (ограничения дневного лимита снятия наличных денежных средств).На заключительной стадии перечисленные в адрес физических лиц денежные средства снимаются в наличной форме.

Все указанные спосообы уже известны Росфинмониторингу и органам ОБЭП и пресекаются на начальной стадии. Советуем не нарушать закон.


Что такое Дерискинг банков ?

В развитых странах с высокой долей серой экономики (включая Россию) банки часто применяют к клиентам метод «дерискинга» - это тогда, когда банк предпочитает либо не брать на обслуживание, либо расстаться с высокорисковым клиентом, вместо управления и минимизацией риска.

Если простыми словами, то банки вместо того, чтобы разобраться с работой клиента, спецификой его деятельности, предпочитают блокирнуть ему счета, вынудив самостоятельно расторгнуть договор банковского обслуживания.

Обычно от политики Дерискинга наших банков страдают предприятия с высоким оборотом наличности или фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью.


Чем сейчас заинтересуется Финансовая разведка?

Мошеннические схемы с участием непрофессиональных инвесторов, псевдоброкеров, нелегальных инвестиционных интернет-платформ.

В качестве мер борьбы блокируются сайты таких платформ, идет работа с зарубежными финансовыми разведками.

Обход заградительных мер, применяемых банками.

В качестве примера можно привести активизацию транзитных компаний, в качестве которых стали выступать юридические лица — нерезиденты. По таким клиентам банкам сложнее оперативно верифицировать информацию о реальной деятельности, ресурсах, налоговых платежах. А значит, и оценивать риски на ранней стадии в рамках процедур надлежащей проверки клиентов.

Еще одним из примеров обхода комплаенс-процедур являются так называемые зарплатные проекты, реализуемые через банки, в которых юридические лица не имеют банковских счетов. В этих случаях банки также не могут на ранней стадии оценить реальную операционную активность таких клиентов. Их схемы применяются для банального обналичивания через фиктивные выплаты заработной платы несуществующим сотрудникам.

Плюс, в фокусе нелегальные схемы расчетов под видом интернет-торговли, использование так называемого «мискодинга» для маскировки незаконной деятельности (например, интернет-казино), эквайринга для необоснованного вывода за рубеж.

Теневая инкассация (он же торговый кэш).

Для наличной подпитки теневого сектора применяются схемы движения денег вне банковского контура. Так называемая теневая инкассация, когда наличная выручка не поступает на банковский счет, а передается заказчику наличности, который в свою очередь, либо переводит безнал на счет розничной компании, либо передает иные материальные блага (автомобили, недвижимость и пр).

Стоит отметить, что торговый кэш оставил без работы многие мелкие обнальные плащадки, ведь заказчикам куда удобнее через банк перевести безнал на белую крупную компанию с известным брендом, чем на сомнительную фирму с признаками однодневки.


Банки должны проверять наличие лицензий у юридических лиц.


В случае, если компания осуществляет деятельность без обязательной лицензии, банк должен отказать такому клиенту в обслуживании, а если компания уже находится на обслуживании – запрещается проводить платежи.

Данная норма закрепляет за банками обязанность знать какая деятельность подлежит обязательному лицензированию и следить за клиентами есть ли такая у них. Придется банкам нанимать специалистов по разрешительной документации, по-другому исполнить новые требования Закона 115-ФЗ никак не получится.

Банки должны выяснять наличие у клиента сайта в Интернет и проверять доменное имя на предмет включения его в список запрещенных сайтов. Если есть совпадение, то запрет на обслуживание и на проведение платежей.

Еще одна должность появляется в банке – специалист по анализу сайтов клиентов.

Данные поправки еще больше нагружают банки функциями гос органов, не свойственных для банковской деятельности. Сегодня банки уже контролируют законность нахождения иностранцев, собирают биометрические данные, теперь еще будут контролировать наличие лицензий и запрещенных сайтов.

С учетом всех видов операций, подлежащих обязательному контролю, антиотмывочные службы банков претендуют на звание самого многочисленного банковского подразделения. Ведь без раздувания штата с новыми требованиями не справиться никак.


Платежи от иностранцев в адрес Российских граждан и компаний поставят под контроль РосФинМониторинга. Банки будут сообщать на такие операции в рамках исполнения новых требований Закона 115-ФЗ.

Второе чтение прошел проект с изменениями в тот самый 115-ФЗ (считай уже практически принят). Согласно новеллам, банки будут сообщать в РосФинМониторинг сведения о всех поступлениях на счета клиентов от иностранцев независимо от суммы.

Однако, в проекте есть оговорка, что список стран, денежные переводы из которых в адрес российских граждан и компаний попадут под контроль, должен разработать РосФинМониторинг. Перечень стран будет засекречен и доводиться до банков под грифом ДСП (для служебного пользования).

Напомним, что сейчас уже действует похожая норма. Банки сообщают о снятиях наличных с иностранных карт, эмитированными странами из еще одного секретного списка РосФинмониторинга. Сама законодательная норма о контроле за снятием с иностранных карт была введена в 2019 году, но перечень стран был сформирован только в 2021 году. Данный список вызвал большое удивление у банкиров, ведь те думали, что там будут какие-то экзотические страны третьего мира (вроде Мьянмы, Ирана и пр.), но РосФин выдал список из более чем 50 стран.

Сейчас же банкиры опасаются, что в случае с новым видом контроля опять будет очень большой перечень стран и банкам придется сообщать в фин разведку буквально о каждом поступлении от иностранцев на счета их клиентов.


В Китае арестованы более 100 человек за отмывание денег с использованием криптовалюты.

В Китае сейчас действует запрет на операции с криптовалютами, однако мошенники использовали не свои данные, а ничего не подозревающих иных лиц. Мошенники, представляясь потенциальными работодателями, собирали персональные данные лиц, искавших работу, и впоследствии использовали собранные данные для открытия торговых счетов на криптовалютных биржах Binance, Huobi и OKEx.

Деньги, полученные от торговли криптовалютой, малыми суммами выводились с указанных бирж на более чем 500 банковских карт. По итогам проведенного расследования раскрыта преступная сеть, осуществившая отмывание денег на общую сумму в 124 млн долларов США, а также произведены аресты более 100 физических лиц- участников данной сети.


В Сингапуре создается официальный межбанковский чат, где банки будут обмениваться данными о подозрительных клиентах.

Все это делается в рамках оперативного противодействия отмыванию доходов.

Денежно-кредитное управления Сингапура разрабатывает цифровую платформу «Cosmic», основной функцией которой является обмен между финансовыми учреждениями информацией о клиентах и операциях, которые требуют повышенного внимания (например, информацией о превышении пороговых значений или необычной активности клиента).

Финансовые учреждения в рамках платформы смогут обмениваться информацией исключительно в целях противодействия отмыванию доходов.

Запуск платформы запланирован на 2023 год. На начальном этапе к платформе будет подключено 6 ключевых сингапурских кредитных организаций (DBS, OCBC, UOB, SCB, Citibank и HSBC).

После тестового периода планируется расширять охват платформы на другие финансовые учреждения и новые области.





Публикации в СМИ по тематике ФЗ-115 блокировка счета.


Статья "Тенденции блокировки по ФЗ-115".

За два года действия поправок в ФЗ -115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» проблема блокировок расчетных счетов стала только нарастать и усугубляться, принимая все большие масштабы. Предприниматели и владельцы малого бизнеса в связи с внесенными поправками, стали повсюду встречаются.… читать подробнее в источнике

05.11.19 г. Бизнес Онлайн.
В связи с пандемией коронавируса и принятием органами власти мер реагирования для многих субъектов предпринимательской деятельности, стало невозможным исполнение обязательств по сделкам… читать подробнее в источнике
08.04.20 г.
Регулирование арендных отношений в условиях пандемии (форс-мажор)

Наверняка, уже многие знают, что в результате запрета деятельности большинства сфер малого бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекцией, многие арендаторы не выдержали периода самоизоляции, в результате чего были вынуждены отказаться от аренды помещений, которые занимали читать подробнее в источнике

18.06.20 г.


Связанные юридические услуги:

Адвокат по Банкротству.

Оспаривание сделок должника.

Защита бизнеса.

Задать вопрос!
Оставьте заявку, мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Отзывы