Отмена туров - как вернуть деньги ?
Обратная связь
Вы можете оплатить 800 руб и получить полное правовое заключение по Вашему вопросу или список необходимых действий
После оплаты пришлите пожалуйста Ваш вопрос и чек об оплате на WhatsApp или эл. Почту sheriev.kam@gmail.com
Наши услуги

Отмена тур поездок из-за пандемии

В 2020 году в пору корона вируса стали массово отменяться туры на отдых в связи с закрытием границ и отменой перелетов в туристические страны, вызванное резким ухудшением эпидемиологической ситуации по всему миру.

Тогда же, Правительством РФ было вынесено Постановление от 20 июля 2020 года №1073, которое давало туроператорам возможность заморозить оплаченные туры до конца 2021 года. А звучало в постановлении это так, что туристы, которые оплатили путевки до 31 марта 2020 года, смогут вернуть свои деньги или перенести поездку до 31 декабря 2021 года. Туристам должны были предоставить равнозначные туры, по согласованию сроков на основании соглашения сторон. Эти меры дали возможность «выдохнуть» туроператорам и турагентам, спасая их от разорения. Однако денежные средства граждан остались в депозитах и заморожены. При этом, если на выбранные туристом новые даты, стоимость тура возрастала, то ничего доплачивать не нужно. А если турист оплатил тур не полностью, то за оставшуюся часть он должен заплатить, исходя из первоначальной цены.


В последующие годы корона вирусная инфекция имела свое продолжение, и граждане не смогли воспользоваться правом перебронировки своих туров на другие даты и направления. В ответ на это, Госдума РФ 17 декабря 2021 г. внесла поправки в Федеральный Закон №398 которые позволили Правительству РФ продлить туроператорам отсрочку до конца 2022 года по возврату денег за туры, которые были отменены из-за пандемии. Поводом для этого стала просьба Ростуризма об отсрочке туров в закрытые страны, преимущественно касалось стран Европы и Юго-Восточной Азии. По аналогии поступили и Европейские страны, разрешившие перенести обязательства своих туроператоров до 2023-2025 гг.


Возвраты по открытым странам

Согласно тем же поправкам о 17 декабря 2021 года, туроператоры, для отправки туристов в открытые страны могут обращаться в так называемую «Турпомощь» - фонд персональной ответственности для возврата денег туристам за отменённые путешествия. За счет средств этого фонда, туроператоры могут возвращать деньги гражданам или отправлять по турам, покрывая разницу на возросшие цены. Срок таких возвратов до конца 2022 года, либо для льготных категорий (инвалиды, безработные, старше 65 лет, 2 мес больничных) - 90 дней с момента обращения туриста к туроператору.

Постановление Правительства (№1073 от 20 июля 2020 года) предусматривает, что при возврате средств туроператор заплатит проценты (в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ) на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день – с момента подачи заявления о расторжении договора до дня возврата денег.


В июльское Постановление № 1073 в апреле 2022 года были внесены изменения (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 577).

Документ называется «Положение об особенностях на 2020 - 2022 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В данный документ внесет пункт 2(1), который исключает возможность предоставление «замороженного» туристического продукта до 31 декабря 2021 года. Вводимый пункт 2(1) говорит о том, что «в случае возникновения в 2020 и 2021 годах обстоятельств, свидетельствующих об ограничении возможности въезда туристов в страну (место) временного пребывания (прекращение (ограничение) авиационного сообщения или принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания) и невозможности в этой связи предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта, туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, или равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2022 г.»

Тем самым, продлевается срок для предоставления равнозначного тур продукта до 31 декабря 2022 года, но только для закрытых стран. Перечень таких «закрытых» стран временного пребывания размещается Ростуризмом на официальном сайте в сети "Интернет". Причем, о «закрытости» стран и невозможности предоставить турпутевку туроператор обязан уведомить турагента в течение 10 рабочих дней со дня размещения такого перечня, а турагент, в свою очередь, уведомляет заказчика в течении 5 рабочих дней со дня получения ее от туроператора.

Далее, в течение 10 рабочих дней со дня размещения информации о закрытых странах, туроператор или турагент информируют заказчика о возможности предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, или равнозначного туристского продукта. В случае нарушения туроператором или турагентом обязанности уведомить заказчика, туроператор осуществляет по требованию заказчика возврат уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в течение 10 календарных дней со дня обращения заказчика с соответствующим требованием.

При отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2022 г. Как говорит пункт 4 данного Положения, туроператор может предоставить равнозначный туристский продукт при условии наличия финансового обеспечения ответственности туроператора (основание - ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

В том же случае, если на момент вступления в силу Постановления (на дату 20 июля 2020 года) наступили сроки предоставления туристического продукта и туроператором не направлено уведомление в установленные Положением сроки (10 дней), туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 г.

Это означает, что, если к моменту 20 июля 2020 года были запланированы туры и туроператор не сообщил заказчику об их отмене в течении 10 дней со дня публикации списка закрытых стран, то туроператор обязан был возместить стоимость еще до 31 декабря 2020 года. За просрочку в данном случае, как было указано ранее, Постановление предусматривает возможность требовать у туроператора проценты в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ (сегодня она равна 17%) на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день. (пункт 8 Положения).

На сегодняшний день туристические агентства и операторы довольно часто лукавят, ссылаясь на продление «заморозки» исполнения туристических продуктов и выставляя заказчикам новые цены на уже реализованные продукты.

Мы советуем тщательно выяснять ситуацию именно по Вашему приобретённому туру: прошла ли бронь, какая сумма была оплачена турагентом туроператору, проверить бронь на сайте туроператора, проверить уведомляли ли Вас о невозможности исполнения обязательств по турпродукту. Это поможет Вам принять правильное решение о дальнейших действиях. Если же турагент не возвращает стоимость, то смело обращайтесь к адвокатам по защите прав потребителей.


Отзывы
Новости коллегии адвокатов
Задать вопрос!
Оставьте нам заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.