Полагаем, что все понимают в какой реальности сейчас мы все с вами находимся. В условиях спецоперации возникают потребности в законодательном регулировании исходя из новых реалий.
Ранее такого регулирования не было поскольку необходимости не возникало. Это вполне нормальная практика, когда законодатель реагирует на запросы общества или ситуацию сегодня. До сих пор в УК РФ не существовали такие термины и понятия как мобилизация», «военное положение» и «военное время», "мародерство", "добровольная сдача в плен".
Для чего же все это вводится?
Возможно для того чтобы правильно квалифицировать действия лиц, которые допускают те или иные деяния в военное время, военное положение, в условиях мобилизации.
Но ввод термина мобилизация не означает, что завтра на эту мобилизацию будет призвано все мужское население страны.
Частичная мобилизация означает перевод экономики и вооруженных сил на усиленное положение и призыв из запаса первого резерва офицерского состава и сотрудников силовых структур имеющих опыт ведения боевых операций.
Понятие мобилизации уже закреплено законодательно и раскрывается в ФЗ N 31-ФЗ от 26 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации»
Так, под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизацию объявляет только Президент РФ своим специальным Указом, определяя ее цели и задачи, и только в определенных случаях. Например, при возникновении агрессии или угрозы такой агрессии против России.
В ст 10 Закона как раз изложены обязанности граждан по мобилизации
1) являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вот для этих целей и вводятся в УК РФ понятия, для создания механизма ответственности за уклонение от призыва и совершение виновных деяний в период мобилизации или военное время.
Понятия также вводятся для квалификации отягчающих вину обстоятельств при совершении преступлений, согласно ст 63 УК: так в части 1 пункта «л» слова в условиях вооруженного конфликта или военных действий» предложено заменить словами «в период мобилизации или военного положения.
Вводятся поправки:
Неисполнение приказа Неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях предлагается наказывать лишением свободы на срок от двух до трех лет (ч. 2.1 статьи 332 УК).
Статью 333 УК «Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы» дополнят третьим пунктом. За правонарушения, предусмотренные статьей (сопротивление начальнику или принуждение к нарушению обязанностей группой лиц, с применением оружия или с нанесением среднего или тяжкого вреда здоровью), в условиях мобилизации, военного положения или военного времени предложили наказывать сроком до 15 лет лишения свободы.
Наказание уклонистам.
Также в статью 339 УК «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни» предлагают ужесточить – от пяти до 15 лет.
Также вводится группа статей о неисполнении государственного оборонного заказа и нарушение условий государственного контракта (статьи 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК). За нарушение условий государственного контракта по ГОЗ может грозить срок до 10 лет, а за отказ или уклонение лица, подвергнутого наказанию за неисполнение требований по контракту (ч. 1 или 2 ст. 7.29) от заключения госконтракта может грозить до восьми лет ограничения свободы.
Статью 340 «Нарушение правил несения боевого дежурства» предлагают ужесточить – от пяти до 10 лет лишения свободы. В случае «небрежного или недобросовестного отношения» – до пяти лет.
За уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 347 УК) предлагают ввести штраф до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. За утрату военного имущества (ст. 348) в условиях мобилизации или военного времени предлагают наказывать лишением свободы на срок до семи лет.
О мобилизации в вопросах и ответах. Подробнее...