Незаконное использование товарного знака
Обратная связь
Вы можете оплатить 800 руб и получить полное правовое заключение по Вашему вопросу или список необходимых действий
После оплаты пришлите пожалуйста Ваш вопрос и чек об оплате на WhatsApp или эл. Почту sheriev.kam@gmail.com
Наши услуги

Использование изображения чужих товаров или товарных знаков

Является ли нарушением размещение на своем сайте фотографий чужого товара?


Относительно размещения на своем сайте чужих фотографий, товарных знаков, наименований товаров, принадлежащих другим лицам.

Автору изображения, товарного знака, иного объекта интеллектуальной собственности принадлежит исключительное право его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1229 Гражданского кодекса РФ).

Согласно абзацу второму статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель (Автор) может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает случаи свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. То есть, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора, источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования.

То есть, любая иная публикация, демонстрация, даже без целей извлечения выгоды, является нарушением авторских прав на исходный товар или продукт.

Указание чужого товара и всякое сравнение его с другими товарами в невыгодном свете, по качеству, спецификации и прочим свойствам, показывая преимущества другого товара перед исходным, дискредитация, влечет за собой признаки недобросовестной рекламы и конкуренции, согласно ст. 5 ФЗ N 38 от 13.03.2006 (ред. от 14.07.2022) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) и ст. 14.1 ФЗ N 135 от 26.07.2006 (ред. от 11.06.2022) "О защите конкуренции".

Такая реклама и информация может быть заблокирована в административном порядке или через суд. Административном – штраф от имени исполнительного органа в области рекламы или антимонопольного рынка. Судебном – от правообладателя и вышеназванных органов.

Фактор изменения фото или логотипа не имеет значения для уклонения от ответственности за недобросовестное использование результатами интеллектуального труда (товарным знаком или изображением товара), поскольку тут имеет значение узнаваемость товара и схожесть по основным признакам и назначению с искомым товаром.


Размещение отрицательных отзывов и рекламаций, содержащих негативное отношение к чужому товару.


Необходимо уточнить – являются ли данные отзывы вымышленными, либо действительными.

В первом случае – лицо, чей товар дискредитируется, имеет право подать в суд требования о защите деловой репутации и возмещении нанесенного ущерба, официального опровержения от лица, опубликовавшие данную информацию.

Клевета в отношении юридического лица не применима, данный способ защиты регулирует только права и интересы физического лица.

Во втором случае – необходимо произвести отсылку на источник действительных отзывов, тогда это будет суждением и оценкой реальных пользователей и потребителей. Ответственность за это несут только сами авторы.

В случае получения претензии необходимо подробно разобрать все изложенные в ней доводы и оценить риски. Возможно, правильным будет удаление всей информации из сайта, однако, имейте ввиду, что до удаления ее могут уже зафиксировать через нотариуса актом осмотра доказательств, что не лишает возможности заявить требования в суд.



Каким образом владелец сайта может себя освободить от ответственности за размещение чужого товара/товарного знака?

Ответственность за нарушения авторских прав последует следующая.

Согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

«От ответственности освободить», а именно, установить виновность или невиновность в нарушении прав, может только суд при рассмотрении конкретного дела.

Удаление всей информации с сайта не лишает правообладателя возможности в дальнейшем, в случае фиксации данного факта нарушений, учинить иск в суд о компенсации нарушенных прав по вышеуказанным размерам.


Какие формулировки необходимо добавить в карточку товара чтобы не нарушать авторские права?

Какие формулировки необходимо добавить в карточку товара в раздел отзывы под товаром, чтобы уйти от ответственности от информации, размещенной в отрицательных отзывах?

Даже в случае изменения формулировок в уже существующих публикациях на сайте не даст положительных результатов, поскольку информация уже скорее всего зафиксирована.

Любое использование фотографий, наименований и специфик товаров других правообладателей, а тем более, упоминание брендов и товарных знаков, должно происходить в строгом соответствии с законом – с согласия правообладателя, либо в рамках каких-либо исследований, сравнений, проводимых компетентными органами.

В дальнейшем, рекомендуется не упоминать товар в невыгодном свете без ссылок на конкретные источники (отзывы, рекламации и пр.). Если товар публикуется на сайте в любом контексте, то необходимо согласие правообладателя на его демонстрацию либо уведомление о проведении экспертного заключения и исследования потребителем.


В какой суд необходимо обращаться?

По общему правилу, территориальная подсудность рассмотрения дела будет определяться по месту нахождения ответчика (нарушителя прав), либо если это иск об опровержении порочащей информация – по месту нахождения самого истца, поскольку установить нахождение владельца домена затруднительно.

Подведомственность спора определяется характером взаимоотношений. Если спор между происходит гражданами, то дело будет рассмотрено районным судом, если же субъектами предпринимательства, то спор подведомственен арбитражному суду.


Зависит ли размер и степень вины от количества допущенных нарушений?

О степени ответственности по мнению суда может свидетельствовать как количество совершаемых нарушений, так и размеры извлеченной выгоды, в тоже время, действия по уклонению виновной стороны по устранению допущенных нарушений.


Какие последствия для владельца сайта в случае удовлетворения требований автора?

В случае удовлетворения требований истца по защите авторских прав, суд обычно:

-устанавливает право нарушенным,

-обязывает виновного прекратить нарушение путем удаления информации с сайта,

-взыскивает возмещение причиненного ущерба (см. ст. 1301 ГК РФ),

-взыскивает понесенные истцом представительские расходы и на пошлину.

В случае неисполнения решения суда, истец может предъявить его к принудительному исполнению через приставов, либо Роскомнадзор, в случае указания в решении о блокировке или исключении в выдаче в поиске определенной страницы или всего сайта.


Подтверждение авторства у правообладателя.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.

При этом необходимо исходить из презумпции авторства. В частности, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.


Рекомендации адвоката.

Исключение всяческого незаконного использования объектами авторских прав без лицензионных договоров с правообладателями.

При публикации в сети и реализации товаров и предметов, рекомендуется прописать в договорах, заключаемых с поставщиками, пункты об ответственности за нарушение авторских/интеллектуальных прав третьих лиц о которых Вам не известно.

В случае необходимости демонстрации для реализации предметов или изображений с наличием авторства на них у иных лиц, рекомендуется заключать лицензионные договоры с указанием пределов использования таких прав. Без таких договоров, от демонстрации воздерживаться.



Запись к юристу по
защите товарных знаков
8 (925) 502-40-09



Отзывы
Новости коллегии адвокатов
Задать вопрос!
Оставьте нам заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.