Уважаемый ФИО !
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности
финансовых услуг рассмотрела Ваше обращение от 06.09.2022 (вх. No ОЭ-184605), поступившее через Интернет-приемную Банка России, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодеи?ствий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(далее – Федеральный закон No 115-ФЗ) предусмотрен двухуровневый механизм рассмотрения обращений клиентов кредитной организаций, в отношении которых кредитная организация воспользовалась правом на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) (далее – отказ).
При этом такая кредитная организация обязана сообщить клиенту информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения об отказе в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе1.
Указанный двухуровневый механизм предполагает последовательное совершение следующих действий клиентом кредитной организации:
1 Обязанность финансовой организации представлять данную информацию введена с 30.01.2021. В случае если финансовой организацией решение об отказе принято до 30.01.2021, и отказ не содержит информации о причинах его принятия, необходимо обратиться в финансовую организацию за соответствующими разъяснениями (руководствуясь пунктом 2 приложения к информационному письму Банка России от 12.09.2018 No ИН-014-12/61 и Методическими рекомендациями по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22.02.2019 No 5-МР).
1. Предоставление2 с учетом полученной от кредитной организации информации о причинах принятого решения об отказе, документов или сведении?, свидетельствующих об отсутствии у кредитной организации основании? для принятия решения об отказе.
Кредитная организация обязана рассмотреть предоставленные клиентом документы и (или) сведения и, в срок не позднее семи рабочих днеи? со дня их предоставления, сообщить клиенту об устранении основании?, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих основании?.
2. В случае получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения основании?, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, возникает право клиента обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, с соответствующим заявлением об обжаловании решения об отказе.
Таким образом, межведомственная комиссия осуществляет рассмотрение обращении? клиентов кредитной организации, в отношении которых кредитная организация приняла решение об отказе и сообщила о невозможности устранения основании?, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе.
Требования к заявлению, перечень документов и сведении?, представляемых в межведомственную комиссию, установлен Положением Банка России от 23.06.2022 No 795-П «О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 13.5 статьи 7 и пунктом 1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлении? и документов и (или) сведении?, представленных заявителями, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении» (далее – Положение No 795-П).
Согласно пункту 2.1 Положения No 795-П, в случае если заявление не соответствует требованиям Положения No 795-П Банк России оставляет такое заявление без рассмотрения по существу.
Руководствуясь пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Из Вашего обращения, адресованного в межведомственную комиссию, и приложенных к нему документов, не следует, что АО «Тинькофф Банк» (далее – Банк) принял решение об отказе от проведения операции и сообщил о невозможности устранения основании?, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе.
В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 2.1 Положения No 795-П Ваше обращение оставлено без рассмотрения по существу.
Кроме того, из текста Вашего обращения следует, что Банк приостановил дистанционное обслуживание банковского счета.
Следует отметить, что блокировка счета не осуществлялась. Платежные документы принимаются Банком исключительно на бумажном носителе, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По информации, полученной от Банка, документы по запросу Банка были предоставлены не в полном объеме, а именно представлена только часть документов, подтверждающих источник происхождения поступивших средств. В качестве источника происхождения денежных средств была представлена налоговая декларация за 2019 год. Документальное подтверждение того, что средства, поступившие на счет в 2022 году, были заработаны во время деятельности индивидуального предпринимателя в 2019 году не были представлены.
Рекомендуем представить в Банк указанные документы и информацию для рассмотрения вопроса возобновления дистанционного банковского обслуживания. В свою очередь направляем в Банк рекомендации о повторном рассмотрении Вашего вопроса.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с условиями заключенных с клиентом договоров в качестве самостоятельной меры по результатам проводимого финансового мониторинга кредитной организацией в отношении клиента могут быть введены ограничения на использование технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при сохранении права проводить определенные операции по счету, используя платежные документы на бумажном носителе, в связи с чем, обжалование действий кредитных организации? по ограничению дистанционного банковского обслуживания не относится к установленной Федеральным законом No 115-ФЗ компетенции межведомственной комиссии, поскольку ограничение дистанционного банковского обслуживания само по себе не является отказом от проведения операции.
Банк России на основании статьи 56 Федерального закона от 10.07.2002 No 86-ФЗ «О Центральном банке России?скои? Федерации (Банке России)» не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организации? и не наделен полномочиями давать им указания по конкретным случаям оказания (установления и/или снятия ограничении?) услуг банковского обслуживания их клиентов, по конкретным случаям информационного взаимодействия с ними.
Также сообщаем, что отношения между кредитной организацией и ее клиентом носят гражданско-правовой характер, регулируются нормами гражданского законодательства и условиями заключенных договоров, а споры между ними подлежат разрешению в судебном порядке.